Актив Еланского районного женсовета провел для школьников мероприятия, приуроченные к 80-летию начала контрнаступления Красной Армии под Сталинградом и операции "Уран"

Актив Еланского районного женсовета   провел для школьников мероприятия, приуроченные к 80-летию начала контрнаступления Красной Армии под Сталинградом и операции «Уран».

19 ноября 1942 года на берегах Дона, а затем и Волги прозвучали исторические, победные залпы контрнаступления под Сталинградом. Понадобилось чуть более 100 часов,  чтобы окружить группировку немецких войск, насчитывающую более 300 тысяч человек. Погрузиться в атмосферу битвы на Волге 1942-43 годов помогли выставка и экспозиция музея, а также уникальные экспонаты периода сражения.
Участниками недели боевой Славы стали учащиеся Еланских средних школ № 1 и № 2, воспитанники Дворца творчества и бойцы поискового отряда «Сталинградский прорыв». Они посмотрели документально-исторические реконструкции «Герои Сталинграда» и «Еланцы на защите Сталинграда». Перед собравшимися выступила председатель Еланского Еланского районного женсовета   Е.Д. Стеценко, которая рассказала о вкладе в Сталинградскую победу еланских девушек- комсомолок, среди которых была Панжина- Батаева Мария Михайловна,  участница Сталинградской битвы, медицинская сестра, кавалер ордена Ленина. В одну из ночей октября 1942 года Ма­ша на барже сопровождала раненых на другой берег Вол­ги. Вот уже и середина реки, и вдруг в небе вспыхнула ос­ветительная ракета, и сверху посыпались бомбы. От разры­вов вокруг кипела вода. Оче­редная бомба упала совсем рядом, баржу подбросило и перевернуло. Хорошо побли­зости оказался остров: в ле­дяной воде не только ране­ным — здоровым долго не продержаться бы.

Зенитная батарея, где слу­жила Маша, охраняла завод «Красный Октябрь». Позади несла свои воды Волга, впе­реди — неширокая нейтраль­ная полоса, а за ней — фа­шисты. Совсем близко. Порой можно было услышать их вы­крики: «Рус, сдавайся», «Волга буль-буль...». Но «рус» не сдавался. Советские солдаты насмерть стояли на берегу ве­ликой реки и не жалели ни сил, ни жизней, чтобы не дать фашистам попробовать волжской   воды.

Маша была санитаркой. И не только санитаркой. Порой приходилось подносить к пуш­кам снаряды, садиться к теле­фонному аппарату, дежурить у рации, делать все, что на­до на фронте. Но главное все-таки — оказывать помощь раненым.

Санитару трудно в любом бою. Но в тот памятный день, в первых числах ноября, она, кажется, превзошла самое себя. И до сих пор она не мо­жет понять, откуда взялось у неё столько Сил. За один день она вынесла с поля боя бо­лее 150 человек. Только глу­бокой ночью, когда всех ра­неных отправили на другой берег, она почувствовала, что у нее отнимаются руки и но­ги и сами собой смыкаются глаза...

Был ли это подвиг? Над этим юная санитарка тогда не думала. Она делала свое дело и вместе со своими то­варищами еще долго остава­лась на узкой полоске земли, которая отделяла немецких захватчиков   от  Волги.  Оставалась до тех пор, пока од­нажды, во время минометного обстрела, перед глазами у нее земля не пошла кругом. Де­вушку засыпало землей, силь­но контузило, тяжело ранило в   ногу.

Непривычно сверкали бе­лизной простыни, и было уди­вительно тихо. Она потеряла речь, очень плохо слышала, врачи предлагали ампутиро­вать ногу. Три месяца проле­жала Маша в госпитале, по­ка с ее языка впервые со­рвалось «да». Это была побе­да. Товарищи по палате друж­но закричали «Ура!», полете­ли вверх костыли и палки. Все радовались за подругу. И она радовалась. И не знала, что впереди еще большая ра­дость: Указ Президиума Вер­ховного Совета СССР, и среди награжденных орденом Лени­на — ее, Машина, фамилия...

Еланская поэтесса, член женсовета   Л. Васильева прочитала ребятам свои стихи. Собравшиеся решили продолжить свою работу в проекте «Женское лицо Сталинградской Победы».