Проект "Расскажи о героях своей семьи"

РАЗЫСКИВАЕТСЯ РЯДОВОЙ ИВАНОВ…

Вот что написала нам Юлия, дочь председателя «Союза женщин города Волжского» Светланы Викторовны Винокуровой, о герое своей семьи.

-С Великой Отечественной войной в нашем роду связаны имена двух человек – моих прадедов Петра Ивановича Иванова и Алексея Михайловича Могилева. Что интересно: их биографии тесно связаны с нашей заволжской землей, со Сталинградской битвой. Хотя, конечно же, в те времена они не знали друг друга и даже если бы встретились, то сильно бы удивились, что в будущем станут родичами. Ведь все еще было впереди: встреча моих родителей, мое рождение и рождение моих детей.

Иванов – «редкая» фамилия

В нашей семье сохранилась только одна фотография Петра Ивановича Иванова. Снимок военных лет. Спокойное, открытое, мужественное лицо. Он в военной гимнастерке. Может, перед отправкой на фронт сфотографировался на память? Это дед моей мамы Светланы Винокуровой по отцовской линии, мой прадед и прапрадед моих сыновей Володи и Федора.

О прадедушке сохранилось мало воспоминаний, совсем немного известно об его фронтовом пути. Но каждый факт ценится в роду Ивановых-Винокуровых  как самое дорогое, о каждом эпизоде много раз рассказывали детворе. Факты биографии сопоставлялись с событиями на фронтах, чтобы выяснить: где, как, почему?

Когда началась Великая Отечественная война, Петру Иванову было 39 лет. Зрелый человек, опытный и уже много повидавший на своем веку. В последний раз моя прабабушка видела его, когда уезжал на фронт. Обнялись на прощание, будучи уверенными, что все будет хорошо. Тронулся состав, все дальше и дальше его вагон. Вот и совсем пропал вдали…

Более от Петра Ивановича не было ни одной весточки, ни одного письма-треугольника. Даже извещения, что «…Пропал без вести», и того не приходило.

Вначале все списывали на Сталинградскую битву. Громыхало так, что долетало и до поселка Средняя Ахтуба, откуда Петр Иванов был мобилизован. Зарево от пожаров над Волгой стояло в полнеба. Какие письма в таком сражении?!

А потом… 1942, 1943, 1944… Уже и салюты Победы отгремели. Где ты, Петя? Почему не откликаешься? Может, все же не убит? Может, на чужбине маешься или потерял память… Сын Петра Ивановича Иванова – первостроитель Виктор Петрович Иванов, помнил, как убивалась мать, и все ждала…ждала…

Так и не дождалась. А когда Виктор вырос, то стал разыскивать сведения об отце. Куда только ни обращался: в различные министерства, общества и военные ведомства. Ивановых много на Руси. Пойди-разберись, кто какой… И только через несколько лет из Министерства обороны пришла бумага, которая потрясла всю семью.

Оказывается, Петр Иванович Иванов погиб буквально в километре от родного дома! Его, раненого под Сталинградом, вместе с другими красноармейцами везли в санитарном поезде вглубь страны. Но появились тут фашистские самолеты, для которых красные кресты на крышах вагонов были самой лакомой добычей. Сопротивления ведь не предвиделось!

Эшелон разметали примерно за полчаса. Потом разворачивались и следующими  заходами сверху добивали беззащитных раненых из пулеметов. Практически никто не выжил.

Вот так рядовой Петр Иванович Иванов погиб около своего родного дома, откуда уходил на фронт.

В Средней Ахтубе есть братская могила участников Гражданской войны и советских солдат, погибших с 1942 по 1943 годы в Великой Отечественной войне. В ней захоронено 148 военнослужащих. Среди них десять Ивановых. Петр Иванович Иванов числится девятым среди своих однофамильцев.

И каждый год мы с детьми приезжаем к братской могиле и возлагаем цветы всем героям нашего Отечества, спасших нашу страну от погибели.

На парашютах – в Старую Полтавку

Другой прадед, Алексей Михайлович Могилев, на фронте не был. Туберкулез. Бронь. Если, конечно, это можно назвать бронью.

Однажды, уже в военное время, его как проверенного коммуниста со стажем вызвали в обком КПСС. Приказ был такой: обезвредить готовящееся восстание в Старой Полтавке. В то время в этом поселении жили немцы. И вот такая тревожная поступила информация от контрразведчиков.

Приказ, как водится, не обсуждается. И вот на парашютах прадед вместе с другими партийцами приземлились в Старой Полтавке вроде как сочувствующие фашистам.

Задание было очень рискованным, их могли вычислить в любой момент. И все же справились.

Потом Алексей Михайлович Могилев  в Старой Полтавке возглавлял партийный кабинет. Позже семья переехала в Среднюю Ахтубу. До конца своих дней прадед так и оставался партийным работником.

Так что и впрямь «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…»