В Еланском историко-краеведческом музее в преддверии 83-й годовщины Сталинградской битвы состоялось открытие Вахты Памяти 2026

Активисты женсовета Еланского района и воспитанники поискового отряда «Сталинградский прорыв»  подготовили мероприятие «Четвероногие бойцы Великой Отечественной». На мероприятии рассказали о подвигах животных на войне: о выносливых лошадях, тянувших орудия, о терпеливых верблюдах, преодолевавших долгий фронтовой путь, о собаках, которые в годы войны служили санитарами, сапёрами, связистами, диверсантами, миноискателями, подрывниками немецких танков. Собаки даже принимали участие в параде Победы в 1945 году в Москве.   Все эти животные принимали участие в Сталинградской битве, в том числе и животные из Еланского района: из колхозов отправили на фронт почти всех лошадей. В Еланском районе для отражения врага в случае, если он выбросит парашютный десант, были сформированы истребительный  батальон и партизанский отряд, основу которого составлял кавалерийский отряд. Вот строки из архивных документов: «В целях подвижности истребительного батальона по уничтожению парашютного десанта и диверсионных групп противника: организовать при истребительном батальоне кавалерийский взвод из числа 20 сабель. Обязать председателей колхозов не позднее 6-7 июля 1941 года предоставить в распоряжение истребительного батальона по одной лошади в полном снаряжении (седло, узда и т.д.), а колхозам «Спартак» и им. Коминтерна по одному конюху.Организацию возложить на товарища Кирпичникова».Секретарь Еланского РК ВКР(б) И.Л. Горелов 5 июля 1941 года.

 Невозможно было  представь себе нашу артиллерию без лошадей. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи. Ведь лошадь пройдет там, где не проедет никакая техника, и, причем, сделать это незаметно. Обозы с продовольствием и полевые кухни доставляли на позиции именно лошади. И многие  раненые были  обязаны жизнью лошадям: большинство лазаретов было  на «конной тяге».

В свою очередь, люди о своих друзьях также не забывали. Раненых лошадей на поле боя не бросали, а доставляли в ветеринарные лазареты. Тяжелораненых лошадок до лазарета даже довозили на автотранспорте, там им делали  сложные операции и выхаживали до полного восстановления.

В 60-й стрелковой дивизии, которая формировалась в Еланском районе, тоже была ветеринарная служба.

     Большую помощь на фронте оказывали бойцам собаки. В условиях ожесточенных боев не всегда удавалось обеспечить связь  с подразделениями и тогда на помощь командирам отправлялись собаки-связисты. Они не боялись пуль и снарядов, ползли через топкие болота и глухие леса независимо от погодных условий. Дрессированные псы, даже будучи тяжело ранеными, шли к пункту назначения и несли важные донесения. Кроме передачи ценных писем, собаки-связисты устанавливали и проводную связь. Были собаки – санитары. Встречу с такой собакой описывает  Юрий Бондарев в рассказе «Судьба». Вот строки из этого рассказа: «Я очнулся оттого, что нечем было дышать. Я почему-то лежал на дне траншеи, заваленной землей, тупая тяжесть больно давила грудь, и это было живое ощущение, что я не убит. Я повернулся и, не веря, увидел обсыпанную пылью и пеплом собачью морду, вытянутую ко мне на передних лапах. Она, собака, лежала на животе, красные от дыма глаза ее по-человечески плакали крупными слезами, снизу смотрели на меня умоляюще и покорно, как смотрят лишь одни собаки. Влажный нос тыкал мне в бок, точно пытаясь столкнуть с места, затем ее зубы оскалились собачьей улыбкой, и плача, с этой улыбкой она схватила меня за край гимнастерки и стала отползать на животе, пятиться, потянув меня за собой. Она не отводила от моего лица слезящихся глаз, и я, еле сознавая, что подчиняюсь этому почти человеческому призыву нерешительно двинуться за ней, пополз по земляным буграм в направлении горящих домов. Она привела меня в подвал - погреб разрушенного дома, и я помню, как сидел среди кислой сырости на соломе, и в мутном полусознании гладил лежащую на моем колене теплую морду собаки, представлявшуюся мне то ангелом-спасителем, то непонятной колдовской силой, то раскаявшимся дьяволом, возжелавшим сохранить мне жизнь, чтобы пройти потом всю войну до конца».

Наш земляк Мачин Иван Григорьевич служил вожатым собак санитарной роты, вот какое письмо он прислал с фронта: «Из-за плотного огня мы, санитары, не могли пробраться к тяжело раненным однополчанам. На помощь им приходят собаки-санитары. Они по-пластунски подползают к раненому и подставляют ему бок с медицинской сумкой. Терпеливо ждут, когда он перевяжет рану. Только потом отправляются к другому. Они безошибочно могут отличить живого человека от погибшего, ведь многие раненые на поле боя находятся  в бессознательном состоянии. Такому бойцу четвероногий санитар лижет  лицо до тех пор, пока он не придет в сознание. А в Сталинграде  зимой 1942 года  не раз от лютых морозов раненых спасали собаки – они грели их своим дыханием. Вы мне можете не верить, но собаки плакали над умершими…»

 В Сталинградской битве принимали участие даже верблюды! У верблюдов даже были имена. Одного верблюда звали Яшка. Назвали животное по месту его рождения – он поступил на службу из калмыцкого села Яшкуль. Яшка даже научился по команде «Ложись!»  бросаться на землю и прятать голову. А верблюды по кличке Машка и Мишка довезли свою пушку до самого Берлина и дали один из первых залпов по Рейхстагу. 

Такую неоценимую помощь в приближении нашей Великой Победы внесли представители животного мира, четвероногие, хвостатые и пушистые!