Мемориальные доски. Пишем историю
ВСТРЕЧА, СТАВШАЯ НОВОГОДНИМ ПОДАРКОМ
И еще о необычном фестивале и какую роль в нем сыграет Элеонора Григорьева
Этот газетный материал завершает информационный проект под рубрикой «Мемориальные доски. Пишем историю», инициированный городским Союзом женщин и «Волжской правдой».
Редакция тоже примет участие!
…Вы верите в новогоднее чудо? Мы – да. Особенно после того, как за несколько недель до праздника в редакцию пришла Элеонора Вадимовна Григорьева, адрес которой мы искали по всем телефонным справочникам, знакомым, интернету и не могли найти.
Ее нынешняя фамилия волжанам ничего не скажет, а вот девичья… В девичестве она была Элеонорой Сапожниковой. Это младшая дочь знаменитой четы Сапожниковых, сделавших из Волжского «зеленую жемчужину» в степи.
На доме №35 по проспекту Ленина, где жили Сапожниковы, в их честь установлена мемориальная доска. Также их именем назван сквер по улице Коммунистической. Несмотря на то, что Элеонора Вадимовна долгое время живет в Москве, город Волжский для нее, где родилась и выросла, где помнят и чтят родителей, по-прежнему остается родным.
Своей считают ее и жители Волжского. До нашей встречи у Элеоноры Вадимовны состоялась беседа в городской администрации с главой Волжского Игорем Ворониным и председателем Клуба первостроителей Тамарой Башлыковой.
Тема разговора более чем актуальна для каждого волжанина – празднование в следующем году 70-летия города, а также мероприятия, которые будут посвящены этой знаменательной дате.
Интересная идея возникла непосредственно в процессе разговора с мэром: в память о семье главных озеленителей в Волжском провести городской фестиваль. И, конечно же, самое непосредственное участие в нем должна принять Элеонора Вадимовна. Дочь Сапожниковых планирует передать Волжскому часть семейного архива, в том числе награды Зои Сергеевны, полученные за селекционную работу. Среди них уникальная серебряная медаль международной выставки цветов «Флора Оломоуц», медали ВДНХ, немало документов.
В ходе беседы с Игорем Ворониным и Тамарой Башлыковой родилась еще одна идея: собрать статьи Зои Сапожниковой по агротехнике и напечатать их отдельным изданием. Она ведь не только выступала по радио, но и писала, в том числе в «Волжскую правду». Редакция сочтет за честь заняться архивной работой и найти статьи за подписью Зои Сапожниковой в старых подшивках «ВП».
Кроме того, Игорь Воронин предложил в следующем году посвятить городской конкурс цветников Зое и Вадиму Сапожниковым, а также в ходе фестиваля отметить лучших представителей различных сфер жизнедеятельности Волжского. Так что, судя по всему, фестиваль обещает быть грандиозным.
Мы уже писали о семье Сапожниковых. В ноябре вышла статья под заголовком «Устремленные в будущее». Потому и разыскивали Элеонору Вадимовну, чтобы уточнить детали, услышать то, что знают лишь члены семьи.
И вот предновогодний подарок! Дочь Сапожниковых в нашей редакции! И теперь есть о чем еще рассказать нашим читателям. Жаль, что в связи с малой площадью газетной полосы удастся поведать всего лишь о нескольких эпизодах. На самом деле их гораздо больше.
В родстве с Любовью Орловой
1936 год. До семи лет Зое оставался всего лишь месяц. Отец Зои уехал в ту ночь на телеге, запряженной лошадьми, на железнодорожную станцию в Урюпинск, а приехал ранним утром, когда еще не рассвело. С ним была укутанная в платок женщина. Все в доме проснулись, в том числе и маленькая Зоя. Бабушка поставила на окно свечу, чтобы хоть как-то осветить двор и приехавшим было видно, куда идти.
Гостью через общую дверь проводили на другую половину дома, где жила заведующая библиотекой тетя Капа (жилье было служебным). Но лица гостьи девочка так и не разглядела.
Женщина никому не показывалась, во двор выходила по ночам. Таинственность только подогревала детское любопытство. Кто же она, незнакомка? И только через несколько недель гостья покинула свою комнату и вышла «в люди». Девочка взглянула на нее и ахнула. Эту актрису в Советском Союзе знал каждый человек, даже такой маленький, как Зоя. Её имя Любовь Орлова.
С этого момента маленькая Зоя от гостьи не отходила. В знаменитости ей нравилось все: как ухаживала за лицом, как элегантно выглядела. Завораживала манера разговаривать - не торопясь и правильно выговаривая слова.
Стали известны обстоятельства, заставившие актрису спешно покинуть столицу. Она уехала прямо из Кремля, с выступления перед первыми лицами страны. Вот какая случилась история, пересказанная спустя годы самой Зоей Сергеевной:
— Любовь Орлова скрывалась у нас от гнева Сталина. Как поясняли родители, он ее просто замучил своими ухаживаниями. А тут еще во время последнего выступления артистке шепнули, что Сталин узнал про родословную Орловой. Отец у нее был белым офицером, мама – княгиней. Любовь Орлова насмерть перепугалась и сбежала к нам, в глухомань к надежным людям. Мы же родственники, хоть и дальние.
Зоя только тогда узнала, что ее родители переехали в заволжские края, чтобы не попасть в расстрельные списки «врагов народа». Они были знатного дворянского рода. К примеру, родственниками графа Орлова. Зоин отец родом из Тульской губернии, оттуда были корни и Любови Орловой. О родстве с великой актрисой молчали, потому что боялись. Вдруг выплывет наружу ее родословная? Тогда всей семье несдобровать.
Но пришло спасительное сообщение, что Любовь Петровна может спокойно возвращаться в Москву. Сталин сменил гнев на милость, заскучав без любимой актрисы. Многие женщины в роду Зои были похожи на Любовь Орлову. Посмотрите на Зою Сергеевну внимательнее. Правда, есть что-то общее?
Любовь Петровна много о чем рассказывала маленькой девочке: о театре и своих коллегах, о художниках и любимых композиторах, особенно много о цветах, которые актриса обожала и знала в них толк. Зоя слушала, раскрыв рот. Никто до этого ни о чем подобном с ней не разговаривал. Будто невидимый занавес приподнялся, и перед глазами предстала другая Вселенная, где царит красота. Это слово Любовь Орлова повторяла очень часто.
Девочка мечтала, что когда-нибудь выведет сорт прекрасного цветка, которого нет на всем белом свете, приедет в Москву и подарит его Любови Орловой. Благодаря этой женщине Зоя поняла, что красота – это самое главное. Чтобы на земле жить, как в раю, нужно окружать себя красотою.
Какие недетские мысли в голове семилетнего ребенка… Но именно они легли в основу ее мировосприятия на всю оставшуюся жизнь. Правду говорят, если хочешь побольше узнать о человеке, загляни в его детство.
Сапожниковы и… Хрущев
Два раза судьба Вадима и Зои Сапожниковых пересекалась с именем Никиты Хрущева.
Перед пуском ГЭС работы велись в ускоренном темпе. Не отставали от строителей и озеленители, у которых проблем было немало. Вот главная из них: чтобы растения прижились, нужен качественный грунт, а не песок. И хоть бы лето было, а то ведь осень на дворе: пуск гидростанции запланирован на 10 сентября 1961 года. Когда сажать? В зиму?! Начальство между тем наседало: мол, ничего не знаем, торопитесь, на праздник приедет сам Никита Сергеевич Хрущев, надо придумать что-то грандиозное!
Саженцы около здания станции посадили, клумбы разбили. Получилось красиво. Но хотелось чего-то еще. Вот бы изумрудный газон огромных размеров разбить! Но для воплощения этой идеи требуется не менее года… И тут супругам Сапожниковым приходит на ум гениальная идея. А что, если высадить на газоне ячмень? По красоте с его ростками ни одна газонная трава не может соперничать! Сказано – сделано. Вначале дождались, когда рассыпанный в оранжерее ячмень прорастет, потом смешали с семенами многолетних трав. Получился многолетний и однолетний газон одновременно.
И был праздник! И взорам гостей, в том числе Никиты Хрущева, предстал зеленый ковер такой сочности и чистоты красок, что вызвал всеобщий восторг.
Был еще один случай, когда имя Хрущева спасло ситуацию. Прибегнуть к нему Зою Сергеевну заставила острая необходимость, когда нужен был… вагон. Да-да, простой железнодорожный вагон для перевозки саженцев елей!
Если с самого начала, то дело было так. Впервые волжские озеленители рискнули посадить ели в конце пятидесятых годов. Под каждую елочку насыпали специальный грунт, выхаживали словно маленьких детей. Это был рисковый проект! Но он того стоил, потому что «тянул» на прорыв в лесоразведении. Первые ели в полупустыне как первый спутник в космосе!
Это потом Зоя Сапожникова опытным путем сделает научное открытие: семена елей можно выращивать на месте в собственных опилках и ни в каких других. А поначалу за саженцами ездили в питомник Нальчика. В одну из командировок маленькие елочки Зое Сергеевне выдали сразу же, однако как доставить бесценный груз? Зоя Сапожникова пошла прямиком к министру республики и сразу же обозначила государственную важность своей миссии.
-Великой «стройке коммунизма» нужны саженцы елей! – сообщила она важному чиновнику. - На праздник в честь пуска ГЭС приедут из Москвы почетные гости, ждем и первого секретаря ЦК КПСС товарища Хрущева. Если, не дай Бог, не посадим около здания ГЭС ели, то что подумает Никита Сергеевич? Как воспримет оправдания по поводу того, что не нашлось в Нальчике вагона для перевозки саженцев?
Министр все понял, вопрос был решен за десять минут. В результате елочки из Северного Кавказа украсили территорию вокруг здания станции в намеченные сроки, за что спасибо Никите Сергеевичу Хрущеву. Но прежде всего - Зое Сапожниковой.
Последнее желание
Элеонора Вадимовна много рассказывала и о маме, и о своем отце. Врезался в память ее рассказ о последних днях Вадима Александровича:
-Когда папа уходил и осталось жить ему на этом свете неделю-другую, то я спросила: «Папа, у тебя есть какое-то желание? Я обязательно его исполню».
Отец молчал минуты две. А потом ответил: «Поезжай на улицу Карбышева, там есть участок, который не поливается. Нужно поливать водовозками. Посмотри, как там деревья». Это было его первое и последнее желание перед смертью.
Да, они были такими, Вадим и Зоя Сапожниковы. Людьми, для которых не было ничего важнее их профессии, любимого дела. А еще Элеонора Вадимовна рассказала, как они с сестрой установили штраф родителям, если они будут во время обеда разговаривать о работе. Не помогло! И по-прежнему это были не обеды, а рабочие планерки.
Когда-нибудь мы обязательно расскажем о том, как город благодаря Зое Сергеевне заполучил уникальные лилии из Японии, хотя Ботанический сад никак не хотел ими делиться. И как Вадим Сапожников за проекты озеленения промзоны «брал» не деньгами, а трубами и прокладывал в городе трубопровод… И о многом-многом другом.
А пока что огромное спасибо Элеоноре Вадимовне за встречу, за уникальные факты из жизни легендарной семьи Сапожниковых, о которых она рассказала. Это бесценные страницы биографий его лучших представителей, создавших судьбу города Волжского.